ИСТОРИЯ ПОРОДЫ ТАКСА
Такса - самая старинная порода норных собак, формирование которой началось в XVI столетии на территории Южной Германии. Порода ведет свое происхождение от гончих, а непосредственным ее предком была низкорослая гончая, называвшаяся охотничьим браком. От браков таксы унаследовали способность преследовать добычу с голосом, отличное чутье и вязкость.
Гончие - одна из изначальных форм охотничьих собак. Особую ценность для древнего человека имели собаки, умевшие найти по следу и догнать зверя, обозначая его голосом и удерживая на месте до прихода охотника. Такие собаки представляли достояние рода, племени, их не могло быть много в силу примитивности хозяйственной деятельности человека в тот период. Поэтому в своем поведении эти древние собаки не были ориентированы на самоуничтожение, то есть на прямую схватку со зверем, так как потерять такую собаку означало для племени возникновение серьезных трудностей с добыванием мясной пищи. От собак, обладавших ценными для человека свойствами, стремились получать потомство, таким образом закрепляя в гончеподобных собаках определенную манеру охотничьего поведения.
Небольшие вязкие гончие с укороченными конечностями вели неспешный (пеший) гон зайца или лисицы. Зайцы не боялись коротконогую собаку, а потому уходили от нее не так быстро, на малых кругах. Такую манеру работы собак и поведения под ними зайца по достоинству оценили охотники. Кроме того, при своей коротконогости предки такс могли преследовать лисицу не только на поверхности, но идти за ней в нору, если хищник норился, продолжать преследование по ходам подземного убежища и выгонять зверя вновь на поверхность, где его ждал охотник.
Старинное "гончее" происхождение таксы предопределило ее манеру работы в норе - на выгон зверя или его удержание в тупике норы, пока на помощь не придет человек, вскрыв нору. Конечно, работа в непосредственном контакте со зверем требовала от таксы агрессивности, азарта, напора... Сокращение промысла норного зверя немецким охотником-индивидуалистом, усиление в норной охоте спортивного начала способствовало гораздо позднее и более пристальному вниманию к собакам, обладавшим мертвой хваткой. Отбор собак по злобе 4." предопределяет существование в породе особей, умеющих мертво брать зверя. Особенно это усилилось с началом использования искусственных нор в 80-годы XIX века. Сокращение в Германии масштабов норной охоты повлекло за собой необходимость искусственного поддержания определенного уровня злобы в породе для сохранения ее как охотничьей. Таковы исторические корни рабочей манеры таксы. В конце XIX века Л.П. Сабанеев писал: "Чрезмерная горячность и злобность у такс считается недостатком, и охотники предпочитают осторожных и благоразумных собак". Тот процент берущих особей, который сегодня существует в породе (около 5% или несколько более высокий) обеспечивает достаточную стабильность уровня злобы в том поведенческом проявлении, в котором она характерна для охотничьих такс.
Первые изображения собак, характер предназначения которых сомнений не вызывает, относятся к середине XVI века: на гравюре изображено несколько отнорков, куда активно залезают в поисках зверя прародители такс. "Специализацию" этих немецких собак можно проследить по целому ряду исторических наименований: собака, залезающая в норы, стелющаяся собака, земляная собака, воюющий с барсуком, добывающий барсука, охотник на барсука, собака, гоняющая барсука, и последнее в этом ряду название, которое порода имеет по сей день барсучья собака (даксхаунд). Такса русская модификация немецких "неофициальных" названий породы: даксель, текель, дакель.
В Германии такса становится собакой для индивидуальной охоты: она не требовала больших затрат на содержание, способ охоты с ней был демократичен и доступен, а использование ее на поверхности по зайцу в качестве пешей гончей или традиционно по копытному зверю делало охоту и эмоциональной, и результативной. Тем более, что массовая загонная охота оставалась в основном привилегией знати и требовала крупных денежных затрат. Поэтому норная собака и охота с ней стали особо популярными среди городских охотников (бюргеров) и мелких дворян. Бюргеры, или так называемое третье сословие (будущая буржуазия), и стали той средой, которая выдвинула социальный заказ на такую собаку, как такса. И если специализированного британского лисьего терьера, используемого в качестве норной собаки в национальном виде охоты парфорсной охоте на лисиц - можно назвать собакой английского джентльмена, то такса - это собака немецкого бюргера.
Уже тогда, в середине XVI века, в литературе упоминаются два типа браков: кривоногие псы, предназначенные для подземной охоты, и грубошерстные низкие пешие гончие. Немецкие охотники стали выводить собаку с функциональным внешним видом: приземистую, коротконогую, с удлиненным туловищем, небольшую. Такое сложение позволяло собаке беспрепятственно проникать в норы и быстро находить добычу даже в самых узких отнорках.
Постепенно экстерьер таксы приобретает все более специфические черты. В "Книжице об охоте с собаками и ловчими птицами" (1672) находим описание маленьких собак, "преследующих кроликов; одни из них имеют искривленные, другие - прямые конечности; они умеют охотиться на барсука и лисицу". В книгах также можно найти описание приемов, целей и задач норной охоты. Манускрипт "Новое интересное и разностороннее охотничье искусство", вышедший в 1716 году, содержит такие сведения: "Как только лисица учует этих маленьких собак, она пытается ускользнуть из логова... Лисы бывают вспугнуты и иногда схвачены в норах этими энергичными и сильными маленькими собаками".
В книге "Идеальный немецкий охотник" (1719) Х.Ф. Флеминг писал, что таксы "находят, преследуют и догоняют свою добычу, отдают голос, указывая тем самым охотнику место, где находится зверь; делают они это с таким рвением и усердием, которое вряд ли можно наблюдать у кого-либо еще". Немецкий писатель-охотовед К.-Э. Дицель в книге "Охота" приводит и такую характеристику таксы: "Все представители этой породы достойны любви за их верность и нежность. К тому же они очень умны и легко поддаются обучению".
Уже почти современная собака смотрит на нас с полотна Д.Б.Удри "Такса Карла Густава Тессина" (1740). Иллюстрации в книге французского натуралиста Ж. Бюффона "Естественная история" (1793) показывают, что становится значительно больше такс с искривленными конечностями, что рост ее уменьшается, а длина корпуса увеличивается. Начинается активный вывоз собак в другие страны.
В XIX столетии в Германии складывается значительное поголовье такс, появляется много людей, специально занимающихся разведением породы - заводчиков. Развитие биологической науки, открытие законов наследственности Менделя, начало в европейских странах выставочной деятельности дает развитию породы новый импульс, ставит его на научно-теоретическую основу. В Германии образуется обширная сеть питомников, владельцы которых, однако, при разведении придерживались своих личных вкусов и симпатий. Намечается тенденция к разграничению собак на выставочных (декоративных) и рабочих. Возникает настоятельная необходимость в определении и установлении зафиксированных породных признаков стандарта. Знаменательным для породы стал 1870 год. Именно тогда принимается первый стандарт. В 1880 году была учреждена первая немецкая родословная книга охотничьих собак, а в 1888 году произошло объединение любителей породы в Немецкий текель-клуб. В 90-х годах этот клуб насчитывал уже 26 тысяч членов. Сегодня в качестве международного (FCI) используется немецкий стандарт таксы от 1979 года.
Такса широко распространена по всему миру, это одна из наиболее популярных и любимых пород на всех континентах. Многие страны не состоят членами Международной кинологической федерации, поэтому имеют собственные национальные стандарты этой породы. Согласно современной классификации FCI таксы выделены в самостоятельную группу - четвертую. Действительно, такса на сегодняшний день, пожалуй, - самая "богатая" порода: она насчитывает девять разновидностей, три по шерстному покрову и три по размерам, при обширной палитре окрасов.
автор: Мария МУРОМЦЕВА